Российские специалисты из Научно- исследовательского института космических систем филиала Государственного космического научно-производственного центра ГКНПЦ им. Хруничева провели в космосе испытания "вечного двигателя".
Об этом корр.ИТАР-ТАСС сообщил ныне заместитель генерального директора ГКНПЦ, шеф НИИ КС Валерий Меньшиков.
Движитель без выброса реактивной массы, с легкой руки журналистов названный "вечным двигателем", был установлен на спутнике "Юбилейный", тот, что в мае 2008 года был выведен на орбиту в качестве попутной нагрузки на ракете-носителе "Рокот". С помощью движителя, который включается автономно или по команде с Земли, космический аппарат должен перескакивать с одной орбиты на другую.
В июне-июле прошлого года мы провели первые испытания, результаты их неоднозначны, - отметил Меньшиков, - мы получили какой-то результат, который сейчас анализируется". По его словам, "в ходе испытаний высветились некоторые проблемы, которые надобно принять решение в дальнейшем, чтобы вписать коррективы в аппарат". При всем при том в целом специалисты положительно оценивают проведенный на орбите опыт.
Первоначально движитель хотели испытывать на МКС, и все-таки далее было принято решение определить его на спутник, где эксперимент, по мнению конструкторов, получается больше чистым.
Перемещение происходит за счет движения внутри аппарата жидкого или твердого рабочего тела по определенной траектории, напоминающей по форме торнадо.
При этом в получаемом эффекте движения ученые, может быть, наблюдают неизвестное явление взаимодействия рабочего тела с полями, натура которых самое малое изучена, как, к примеру, природа гравитационного поля. Срок работы такого двигателя - не менее 15 лет, утверждают его разработчики, а максимальное цифра включений - около 300 тыс. Для питания употребляется энергия солнечных батарей. Образец двигателя нетрадиционного типа прошел испытания на Земле и получил поддержку в Роскосмосе, где проходил экспертизу.
Если испытания в космосе кроме того увенчаются успехом, движители без выброса реактивной массы в дальнейшем могут нарыть употребление не только для управления и коррекции орбит космических аппаратов и орбитальных станций, но и как индивидуальные средства передвижения космонавтов в открытом космосе.
Особое местоположение такие движители займут в наноспутниках - в этом случае масса движителя может быть снижена до нескольких десятков граммов", - отметил Меньшиков. Помимо того, экологически чистый мотор разрешено будет использовать и на Земле - на воздушном и наземном транспорте. Модифицированный с учетом результатов первых испытаний вариант "вечного двигателя" специалисты планируют запустить на орбиту эдак сквозь год.